Информационно- аналитическое агентство
О компании   Услуги   Контакты

Федеральные новости
Новости Украины
Новости стран СНГ
Новости регионов
Обзор прессы
Инсайд и слухи
Форум

Главная страница »» Обзор прессы »» Кто отыщет пропавшие картины Константина Васильева?

26.10.2009  Кто отыщет пропавшие картины Константина Васильева?

В Москве сгорел уникальный музей казанского художника Константина Васильева. Старинное здание сожжено, а коллекция картин стоимостью свыше трех миллионов долларов бесследно исчезла. Пожар случился еще месяц назад, в сентябре, но только сейчас удалось разобраться в этой истории…

Васильев из Васильево

Константин Васильев родился 3 сентября 1942 года в Майкопе, погиб 29 октября 1976 года в Васильево – вместе с другом его сбил на железнодорожном переезде поезд. Между этими двумя датами – всего-навсего 34 года жизни! Жизни насыщенной, яркой и одновременно трагической. Русский художник, Васильев писал на былинно-мифологические темы: картины, графика, этюды, иллюстрации… Кто-то считает эти работы гениальными, кто-то примитивными, но вряд ли кто будет спорить, что они самобытны и узнаваемы.

Непризнанный при жизни, он писал так, словно чувствовал, как мало времени ему отмеряно. А уж как художник продавал картины, в Васильево до сих пор ходят легенды: измерял их обычной школьной линейкой и просил по рублю(!!) за сантиметр…

В Васильево Константин Васильев жил с 1949 года. В 1957-м поступил в Казанское художественное училище, работал учителем рисования и черчения в средней школе, художником-оформителем. В юности в его творчестве заметно влияние сюрреализма и абстрактного экспрессионизма. Но в конце 1960-х он начал работать в реалистической манере.

Художник обращался к народному искусству: русским песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам, к "эддической поэзии", создавал произведения на мифологические сюжеты, героические темы славянского и скандинавского эпосов, о Великой Отечественной войне, также работал в жанре пейзажа и портрета. Он еще успел при жизни принять участие в проходившей в Москве выставке "Художники-сатирики Казани", в выставках в Зеленодольске и Казани. Но только после смерти, как это часто бывает, к художнику пришла слава. В 1980 - 90-е годы прошли ряд персональных выставок Васильева во многих городах России и за рубежом (в Болгарии, Югославии, Испании), открылись мемориальный музей в поселке Васильево (1996 год), Картинная галерея в Казани (1996) и Музей Константина Васильева в Москве… Вот о нем и пойдет речь.

Странный пожар

Пожар в здании Клуба любителей живописи, где расположен (теперь надо говорить: располагался) музей художника Константина Васильева, случился через два месяца после того, как руководство музея заявило, что ему угрожают рейдеры. Здание загорелось в понедельник, 21 сентября 2009 года, в половине одиннадцатого ночи. Общая площадь возгорания составила 250 кв. метров, тушили огонь десять пожарных расчетов.

Картин в здании не было, поскольку оно находилось на реконструкции. Не было так поздно в музее и сотрудников, поэтому пострадавших в пожаре нет. Если, конечно, не считать тех, кто искренне любит картины этого художника и возмущается потерей такого музея…

Его директор Анатолий Доронин сразу заявил, что здание подожгли. Его слова процитировала в сентябре GZT.RU:

"Я уверен, что это поджог. Это доказывают и заключения пожарных. Лестница и стена музея были облиты бензином. Рейдерам нужен повод какой-то меня посадить. И если люди идут на такие шаги, силы у них большие, а мы – общественники, нас сломать легко… Рейдеры, прикрываясь судебным решением об изъятии у нас картин, хотят отобрать здание и нашу землю. На этой земле они хотят строить жилые дома".

Доронин напомнил, что рейдеры уже дважды пытались захватить здание – в 2002 и 2005 годах. Теперь оно получило серьезные повреждения: сгорел весь третий этаж, рухнули деревянные перекрытия и частично крыша…

Облизывались, как серые волки

За расследование взялся журналист "Комсомольской правды" Дмитрий Стешин. И первое, что он отметил – что земельный участок, где находится музей художника, в последние годы иначе как сладким не называли. Это и понятно: десять минут пешком от метро, Лианозовский парк, в нем, за чугунной оградой, два с половиной гектара земли с могучими елями и дубами, да еще и удивительный дом 1903 года постройки – бывший особняк промышленника Лианозова.

Стешин пишет: "Инвесторы" щелкали острыми зубами и без устали годами бродили поодаль, облизываясь, как серые волки вокруг пионерлагеря. И добром это не кончилось"…

Создатель музея, председатель Клуба любителей живописи Константина Васильева Анатолий Доронин повторяет, что здание подожгли инвесторы: "Днем они приезжали – хотели забрать печать, документацию музея и клуба. Мы не отдали. А ночью, 22 сентября, музей подожгли... Принесли горючую смесь. Кажется, это был бензин с маслом. Выбрали самый глухой угол здания, облили все и подожгли…"

Очереди к художнику

Доронин рассказывает:

"Я познакомился с художником в последние годы его жизни, хотя признание и слава пришли к Васильеву только после смерти. Так часто бывает, слишком часто... В 1978 году я уговорил его мать, взял картины Васильева, привез их в Москву. В лютый мороз люди по четыре часа стояли на улице, чтобы попасть на выставку. Почти десять лет эту выставку возили по России. Мама художника, она была еще жива, сказала мне, дословно: "Картины – это не дрова, чтобы возить их взад-вперед, давайте подумаем о музее".

Место под музей искали долго. Мать поставила единственное, но трудновыполнимое условие: она будет жить там, где находятся картины сына. В 1988 году Анатолий Иванович организовал клуб, и почти сразу нашелся особняк промышленника Лианозова. Правда, разрушенный: от дома осталось всего три стены. Восстанавливали его почти десять лет, своими руками, на свои деньги. И в 1998 году музей открылся.

Доронин рассказывает: "Почти три года я обивал пороги правительства Москвы. Прошел каждого члена правительства, от каждого получил подпись. На это ушло три года, но нам выделили землю в аренду на 49 лет под строительство "Центра искусств"…"

Специалисты по наследникам

Незадолго до смерти мать художника Клавдия Парменовна передала коллекцию картин в аренду клубу. Вокруг картин, как грифы-падальщики, уже начали крутиться мутные личности. Есть в антикварном мирке "специалисты по наследникам": они ждали, когда картины отойдут старшей сестре, рассчитывая на ее сговорчивость. По словам Анатолия Ивановича, мать перед смертью наказала ему: "Не позволяй ей продавать картины". Анатолий Иванович поклялся и сдержал свое обещание. Как только новая хозяйка бесценного состояния собиралась что-то продать, она обращалась к клубу, и клуб прилежно выкупал у нее картины, официально составляя соответствующие бумаги и акты. Разумеется, картины оставались в музее, который в начале XXI века уже приобрел всероссийскую известность.

Чертовщина началась в 2005 году, когда к сестре художника нашла подход некая Любовь Высоцкая, ныне проживающая в Англии. Она собралась построить на территории музея два высотных здания, пообещав сестре художника несколько квартир. Началась обычная рейдерская чехарда: поддельные подписи и протоколы, иски и изнуряющие суды.

Два собственника коллекции и музейного имущества – сестра художника и клуб периодически конфликтовали. При этом стоимость картин постоянно росла, и сейчас, по самым-самым скромным подсчетам, коллекция стоит свыше трех миллионов долларов! Сумасшедшие деньги принадлежали физическому лицу и общественной организации со смешным названием Клуб любителей живописи, с доверчивым и интеллигентным председателем во главе.

Охота на картины

Минувшим летом Бутырский суд на основании старого решения Коломенского суда о правах на картины постановил изъять из музея 15 полотен и передать их сестре художника. Собрание клуба в ответ постановило: перед передачей провести экспертизу всех картин музея на предмет их подлинности экспертами Академии художеств.

Тому были, видимо, две причины. "Инвесторы" не раз обвиняли Анатолия Доронина в том, что все картины давным-давно проданы, а в музее висят копии – это раз. А еще члены клуба хотели сохранить в целости самую крупную коллекцию картин – 82 полотна. Тем более, ходили слухи, что с сестрой художника много лет вели переговоры власти Татарстана. И в республике, наверняка, нашли бы средства, чтобы построить для работ своего гениального земляка музей. По другим слухам, на Западе тоже нашелся крупный и богатый покупатель.

Юридическая фирма "Частное право" предложила поместить картины на территории закрытого режимного предприятия "Восход" и там же провести экспертизу.

Доронин рассказал:

"Мы вывозили картины на "Газели". Охранники ехали в первой машине, потом машина с картинами, потом я на своей машине. Ехали каким-то длинным путем, зачем-то выехали на МКАД. И как только выехали, ведущая машина перекрыла мне дорогу, а "Газель" рванула вперед - 100 - 120! Рванула так, что у части картин разбились стекла! Я водитель опытный, догнал их. Бросился на водителя, он стал оправдываться, нести всякую чушь: мол, жена рожает. Убедили меня, что это случайно, они не собирались от меня отрываться. Но когда мы разгрузили картины, мне дали фиговую расписку – мол, начальства на предприятии нет, печати нет. Завтра придешь, все оформим. В расписке было написано: "Я, такой-то, взял репродукции картин!" Репродукции!!! Без паспортных данных, без ничего! Деваться мне было некуда – ночь, а везти картины в музей я боялся. Оставил их до утра. На следующий день пришел в "Частное право" вместе с членами клуба. И мы ходили туда как на работу, требуя, чтобы нам вернули либо картины, либо отдали договор. Я дозвонился до начальника режима этого "Восхода", и он заверил меня, что картин там уже нет. В конце концов, они отдали нам липовый договор от какой-то адыгейской фирмы. 28 августа я написал заявление в прокуратуру: "... все действия организации "Частное право" являются попыткой совершить рейдерский захват территории и имущества РОО "Клуб любителей живописи К. Васильева", а также присвоить себе картины художника К. Васильева".

Чем закончится эта история, пока непонятно. "Комсомолка" предлагает выход: признать картины Константина Васильева национальным достоянием.

Читайте также:

В Москве провернули аферу века: картины Васильева стоимостью в $3 млн. сгинули вместе с музеем

В галерее художника Константина Васильева произошел пожар

Музей Константина Васильева под угрозой приватизации и распродажи

Рейдеры атакуют музей известного художника

Источник:  БизнесOnline


Rambler's Top100